Служба ранней помощи
В системе дошкольного образования Служба ранней помощи (далее - СРП) является одной из вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). СРП создана для детей в возрасте от 0 до 3-х лет, не посещающих ДОО, имеющих ОВЗ, особые образовательные потребности, связанные с их жизненной ситуацией, состоянием здоровья.
Целью деятельности СРП является оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ, осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребёнка с особыми образовательными потребностями и подбор адекватных способов взаимодействия с ребёнком, его воспитания, развития, а также коррекции имеющихся отклонений.
Основными задачами СРП являются:
-проведение специалистами психолого-педагогического обследования детей;
-оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям;
-осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с особенностями в развитии;
-разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения на основании результатов обследования;
-определение дальнейшего образовательного маршрута сопровождения ребёнка.
Нормативно-правовое обеспечение функционирования Службы ранней помощи
- Федеральный уровень
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года"
- Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2016 N 2723-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года"
- Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи")
- Региональный уровень
- Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2013 года №359-п "О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".
- Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2019 № 148 "Об организационно-методическом сопровождении внедрения опыта работы компетентносного центра инклюзивного образования "Инклюверсариум".
- Приказ от 29.12.2017 №1194-р "Об организации ранней помощи в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре".
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 4 мая 2016 г. №703 "Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
- Прстановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от04.08.2023г. №373-п "О стандарте межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощт детям и их семьям в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
- Локальные акты
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме
- Положение о консультационном центре
- Положение об оказании логопедической помощи
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2018г. по организации ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
- МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по по вопросам ранней помощи детям и их семьям ("Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации " имени Г.А.Альбрехта, 2024г.)
Порядок
предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям
Ранняя помощь детям и их семьям - комплекс мероприятий и услуг, реализуемых и оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до трех лет (не зависимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, способствующих содействию физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, позитивному взаимодействию детей и их родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц, членов семьи в целом социальной адаптации детей в среде сверстников, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц в целях комплексной профилактики детской инвалидности.
К потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи относятся следующие категории детей:
дети-инвалиды в возрасте от рождения до трех лет;
дети в возрасте от рождения до трех лет, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
дети в возрасте от рождения до трех лет, воспитывающиеся в государственных (муниципальных) учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети в возрасте от рождения до трех лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые выявлены организациями социального обслуживания, помощи семье и детям;
дети в возрасте от рождения до трех лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
Порядок оказания услуг ранней помощи включает следующие этапы:
обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;
прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
определение нуждаемости ребенка в ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);
в случае невыявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи - предоставление разовой консультации по развитию ребенка;
в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи вне ИПРП - оказание этих услуг;
в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП:
проведение оценочных процедур для составления ИПРП;
разработка ИПРП;
реализация ИПРП;
промежуточная и/или итоговая оценка результативности реализации ИПРП;
пролонгация или завершение реализации ИПРП;
содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
Механизм выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей:
Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей осуществляют специалисты организаций (учреждений) (далее - специалисты) здравоохранения, социального обслуживания, образования, в том числе центров психолого-педагогическо-медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий (далее - специалисты):
при обращении родителей (законных представителей) за получением социальных и иных услуг, оказываемых в этих организациях (учреждениях);
при обращении в эти организации (учреждения) родителей (законных представителей), предполагающих наличие нарушений в физическом, психическом развитии и здоровье детей в возрасте от рождения до 3 лет и потребности в оказании им ранней помощи.
При выявлении проблем в физическом, психическом развитии и здоровье детей в возрасте от рождения до 3 лет в организациях (учреждениях), подведомственных Департаменту здравоохранения автономного округа, специалисты этих организаций (учреждений) направляют их на комплексное обследование междисциплинарной командой специалистов для определения нуждаемости в ранней помощи и разработки ИМРП.
При выявлении детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей специалисты организаций (учреждений) социального обслуживания, образования:
уведомляют медицинскую организацию (учреждение) по месту жительства детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей о факте выявления;
осуществляют сопровождение семьи до разработки ИМРП.
Ранняя помощь в сфере образования оказывается службами ранней помощи и в консультационных центрах в образовательных организациях (учреждениях) при предъявлении родителями (законными представителями) заключения междисциплинарной команды о необходимости реализации ИМРП и включает:
проведение оценочных процедур для разработки на основе ИМРП перечня мероприятий по ранней помощи, вариативной модели индивидуального образовательного маршрута, реализуемых в образовательных организациях (учреждениях);
консультирование родителей (законных представителей) в период адаптации детей, нуждающихся в ранней помощи, в образовательной организации (учреждении);
мероприятия по формированию и развитию речи, навыков общения, познавательной активности, самообслуживания, бытовых навыков, поддержке социализации детей, нуждающихся в ранней помощи;
психологическое сопровождение родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в ранней помощи;
краткосрочное оказание ранней помощи детям, нуждающимся в ней, без разработки ИМРП;
пролонгированное консультирование родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в ранней помощи, без разработки ИМРП;
коррекция недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей, нуждающихся в ранней помощи;
повышение родительской компетентности по особенностям физического, психического развития детей, нуждающихся в ранней помощи, в том числе психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей);
коррекция психологического состояния и детско-родительских отношений;
создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей, нуждающихся в ранней помощи, организацию развивающей предметно-пространственной среды;
оказание логопедической помощи детям, нуждающимся в ранней помощи;
психолого-педагогическое сопровождение психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации (учреждения), в том числе оценка динамики развития для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей, во время обучения в образовательной организации;
проведение промежуточной и итоговой оценок реализации ИМРП;
проведение промежуточной и итоговой оценок реализации ИМРП в сфере образования с последующей подготовкой заключения и рекомендаций для родителей (законных представителей).